1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Рэй ДОЛБИ /Ray DOLBY/ (18.1.1933)

Биография

Рэй ДОЛБИ

Единственное, что д-р Долби имеет сообщить о своей компании, это что ее знают все", - значится на официальном сайте Dolby Labоrаtories Inc. Редкая словоохотливость, учитывая, что славный лэйбл запечатлен на 7000 Dolby-фильмах, показываемых в 43 000 Dolby-кинотеатрах, равно как и на 50 еженедельных телешоу и 630 млн. лицензированных Dolby-аудио- и видеозаписях, предназначенных как для недорогих плейеров, так и для сложнейшего оборудования домашних музыкальных и киноцентров стоимостью в миллионы. Не говоря уже о профессиональных кино- и звукозаписывающих студиях, лучшие из которых начиная с 70-х поспешили переоборудоваться техникой Dolby.
Свою компанию Долби основал в 1965 году. С тех пор она безраздельно царит в кино- и музыкальной индустрии, а ее единственный конкурент, компания Digital Theater Systems (DTS), скромно тупит взор, когда речь заходит о Долби. "Мы появились всего семь лет назад, и настоящие дети по сравнению с Dolby Labоrаtories. Нам с ними не тягаться", - заявляет PR-директор DTS Джим Арнольд.
Что касается самого Долби, то он терпеть не может публичных жестов и громких заявлений. Изобретатель, бизнесмен, обладатель ученых степеней, званий и наград (включая многочисленных Оскаров, Эмми и Грэмми), автор десятков патентов вплоть до открытий в области рентгеновского излучения, директор Сан-Францисской филармонии и городского симфонического оркестра, Рыцарь Высочайшего ордена Британской империи и т.д., и т.д., и т.д., - он скромен, как мусорщик. За д-ром Долби прочно укрепилась слава человека решительно не заинтересованного в продвижении себя и своего бизнеса, и журналисты в один голос утверждают, что выманить его на интервью практически невозможно. В его лондонской и сан-францисской лабораториях работают в общей сложности 550 человек, а годовой оборот живой легенды современной кино- и поп-индустрии составляет всего-навсего $135 млн. Сам он, кажется, этим только гордится: "Многие думают, что Dolby Labоrаtories стоит миллиарды. Это не так. Ведь мы существуем только на те деньги, которые зарабатываем сами". Невероятно, но факт.
Как Долби изобретал видак


Рэй Долби родился в 1933 году в Портленде (Орегон). Рассказывают, что в детстве он обожал музыку и играл на нескольких музыкальных инструментах - фортепиано, кларнете и гитаре. При этом его занимало не столько музицирование, сколько природа звука как таковая. Сам же Долби говорит, что еще больше его интересовала техника: "А точнее, все, что движется: механизмы, автомобили, самолеты". И что именно отсюда и происходит его страстная любовь к физике.
Подростком, он получил в подарок камеру и принялся снимать все подряд. С тех пор начался его роман с кино, продолжающийся по сей день. В 1948 году, еще в школе, он устроился механиком в городской кинотеатр. Там он познакомился с Алексом Понятофф - основателем компании Ampex Corporation, ныне крупнейшей аудио- и видеокомпании Америки. И получил приглашение в ней работать. Через год по окончании школы Рэй поступил в Стэнфорд. Его, к слову сказать, он окончил не без труда. В альма-матер степень бакалавра ему присвоили лишь годы спустя, когда о нем заговорили как о выдающемся ученом. Своих новых знакомых Рэй безусловно предпочел посещению лекций. И если за партой он проводил по три часа в день, то в Ampex пропадал по пять. Сначала юный прогульщик был занят в нескольких случайных проектах корпорации. А с 1953 года сосредоточился на ее главной разработке - создании первого в мире видеомагнитофона. Его, 20-летнего недоучку, поставили во главе целой группы электронщиков. В 1957 году, ознакомившись с опусами Долби, ученый совет Стэнфорда развел руками и присудил-таки нерадивому степень бакалавра. А еще через пару лет наградил сразу двумя стипендиями. Последнее обстоятельство было крайне кстати. На эти денежки молодой человек отправился в далекий Кембридж продолжать учебу, дабы таким образом восполнить упущенное на родине.
Звуковая дорога


Лондонская профессура сразу и по достоинству оценила таланты вновь прибывшего студента. В 1961 году ему присудили докторскую степень по физике и звание научного сотрудника знаменитого Пемброкского колледжа. Однако и в Кембридже Долби не смог удержаться от "халтуры": он не только учился, но и выполнял функции консультанта Соединенного Королевства по атомной энергетике. Когда одаренного американца назначили на эту должность, ему было всего 27 лет от роду. Впрочем, посты Долби никогда не прельщали. В 1963 году он чуть ли не с боем вырывает себе малопрестижное назначение советника ЮНЕСКО в Индии. И, страстный путешественник, отправляется куда Макар телят не гонял. Два года Рэй колесит по индийской глубинке, собирая местный фольклор. С собой он таскает гигантский бобинный магнитофон, на который записывает песни, сказания и непостижимо прекрасную индуистскую инструментальную музыку. Но, о ужас, чем более он тщится ее увековечить, тем более понимает: передать ее магию при помощи существующей аппаратуры невозможно. Нежное пьяно ситар и табла, нюансы 22-ступенного диатонического звукоряда полностью скрадываются мерзким шипением, усиливающимся по мере ослабления звука. Именно тогда молодой физик впервые задумывается о качестве звукозаписывающей техники. С тех пор ее совершенствование стало маниакальной идеей Рэя Долби.
В мае 1965 года, сразу же по возвращении в Лондон, он основывает Dolby Labоrаtories и приступает к реализации своего "бреда". В Индии он много медитировал, и в общих чертах суть изобретения была ясна еще там. Высокочастотная фоновая статика - то есть то, что мы называем шипением и свистом, - особенно проявляется в тихих и медленных фрагментах. Уяснив эту закономерность, Долби до предела увеличил скорость записи тихих звучаний. Так родилась техника Dolby A noise reduction - простая, как яйцо, и универсальная, как формула тяготения. Суть ее заключается в последовательном ускорении и замедлении записи при ее регистрации и воспроизведении. Как вспоминает сам Рэй, первой в истории музыкальной индустрии "чистой" записью был концерт Моцарта в исполнении Ашкенази. "Я любил музыку и оттого начал с классики. А потом писал все без разбору".
Без помех


Первоначально изобретение Долби (как и сама его лаборатория) называлось S/N Stretcher. Рэю и в голову не приходило, что чудесную инновацию, о которой он так мечтал, можно обозначить своим именем. Но однажды в кулуарах Dolby Labоratories он случайно услышал разговор. Беседовали двое рабочих. "Ну что, когда Долби перевозить будем?" - спрашивал один другого. "Да бог его знает. Вот, соберет причиндалы - и повезем". Они упорно называли его изобретение не "стретчер", а "долби". Прослезившись от умиления, бывший советник ЮНЕСКО внял гласу народа и на следующий же день сменил логотип. Так имя д-ра Долби превратилось в торговую марку, удачнее которой, кажется, не придумаешь. По крайней мере для русского уха.
В течение нескольких лет Dolby A noise reduction использовалась для научных целей и на профессиональных звукозаписывающих студиях. Однако желание сделать новую технику доступной для миллионов не покидало изобретателя, и он принялся размышлять над способами коммерциализации проекта. Здесь предстояло разрешить одну главную проблему. Даже при условии, что он разработает более дешевую, "народную" модификацию звукозаписывающего оборудования, как заставить меломанов покупать "ускоряюще-замедляющие" магнитофоны Долби? Ведь их фонотеки полностью укомплектованы, и не кассетами Долби, а самыми обычными "шипяще-свистящими" записями? Но для настоящего ученого главное - задаться вопросом, а уж за ответом дело не станет. Так произошло и с Долби. Он разработал многофункциональный аппарат, на котором нажатием кнопки можно было переходить с традиционной дорожки на новомодную. На таком аппарате можно было прослушивать как старые, так и новые пленки.
Далее нужно было придумать, как оградить изобретение от пиратов. Решая ее, он смог избежать ошибки многих предпринимателей, которые, пытаясь извлечь из новой идеи максимальную прибыль, губят ее. Свой патент Долби оценил так низко, что в подделке его продукции не осталось решительно никакого смысла.
Другой распространенный промах большинства бизнесменов - стремление сохранить свои технологии в первозданном виде. В этом они видят залог ее узнаваемости и популярности. Для Долби этот вариант был изначально неприемлем. Ученый от Бога, он ничего не мог поделать со своей изобретательской жилкой. То, что в глазах других размывало образ конечного продукта, по мнению Долби, являлось залогом успеха его предприятия. И, что ни год, он совершенствовал свою технику, по мере того как прогресс открывал все новые возможности его применения.
Сдолбовая дорога истории


Ему повезло. 30-летие, на которое пришлось его становление как ученого, совпало с настоящей революцией в области высоких технологий, развитием кино, появлением Интернета. Всю жизнь Долби тщательно отслеживал все эти нововведения, коими он дополнял первоначальный вариант своего детища. Так, вслед за Dolby A возникли Dolby В, С и S noise reduction для аудиокассет, Dolby Surround - стереосистема с эффектом кругового звучания, а наряду с аналоговым появляются варианты цифровых Dolby-технологий. На их основе неугомонный ученый конструирует сложнейшее оборудование для профессиональных и домашних кинотеатров - Pro-Logic и Dolby Digital. Наконец, в настоящий момент совместно с Sony, AT&T и Microsoft он разрабатывает AAC - технологию передачи звука XXI века. Она заключается в совмещении МР3 и Windows Media. На их основе Долби создал формат со значительно лучшим качеством звучания, в котором к тому же сам файл занимает гораздо меньше места, чем его производная МР3. Последние разработки компании связаны с созданием DVD нового поколения и дальнейшим усовершенствованием ретрансляции звука через Интернет.
При этом Долби отнюдь не хватается за все, что ни попадя. Как-то у него спросили, не хочет ли он сконструировать Dolby-приемник для воздушного лайнера. В ответ он категорически отказался: "Для того чтобы получился качественный продукт, недостаточно прилепить к нему свое имя. Для этого нужно вынуть и положить принципиально новую технологию. То есть бросить то, чем занят сейчас, и переключиться на другое. Наверное, это возможно - развивать многие направления своего бизнеса. Но не для меня. По-моему, только концентрация на чем-то одном позволяет нам из этого самого бизнеса не вылететь. Ведь когда отходишь слишком уж далеко от намеченного пути, рискуешь заблудиться вовсе". А напоследок Рэй Долби, под чью дудку пляшет вся планета, добавил, что никогда не слушает музыку в автомобиле и самолете. "В моей голове так много мыслей. За штурвалом я их обдумываю. Музыка мне мешает".
Кинозалп


В 1965 году открывается компания Decca Records. Она первой приобрела девять профессиональных звукозаписывающих систем по цене 700 британских фунтов за штуку, что по тем временам было очень и очень неплохо. Первыми Dolby-дисками стала запись Второй симфонии Малера в исполнении Джорджа Солтиса. Следом за "Дэккой" и другие музыкальные фирмы переходят на Dolby A noise reduction. А вскоре им заинтересовался и Голливуд. Первым фильмом, озвученным при помощи Dolby-аппаратуры, был "Механический апельсин" Стэнли Кубрика. Он вышел на экраны в 1971 году. С этого момента Долби и работает в кино. Он настолько увлекся, что в 1976 году оставил Лондон и переехал в Америку, поближе к Голливуду. Сегодня Dolby Labоrаtories работают по обе стороны океана - в Лондоне и Сан-Франциско. В последние годы к ним добавились офисы в городах Европы, а также в КНР и Японии. Специфика кино требовала усовершенствования метода, и Долби с готовностью принялся за дело. В течение четырех лет он изобрел новый декодер и сконструировал звуковую дорожку сначала для 16- (1972 г.), а потом и для 35-миллиметровой (1974 г.) пленки, на которых равно хорошо регистрируются как речь, так и музыка, звуки и разного рода шумы.
Но настоящий скачок в развитии киноиндустрии произошел в 1975 году с появлением Dolby Stereo. Разумеется, он осуществился не вдруг. На новое и, заметим, не дешевое оборудование должны были перейти как производители фильмов, так и владельцы кинотеатров. К тому же самостоятельно им это было не под силу. Слишком уж непростой была предлагаемая технология. Поэтому с тех пор в состав съемочной группы входит инженер из Dolby Labs, а в титрах появляется новая запись - "Консультант по Dolby" (ее внимательный зритель может увидеть в перечне создателей фильмов и сейчас). Начиная с 1977 года один за другим на мировые экраны выходят знаменитые "Звездные войны" Джорджа Лукаса. Одной из причин успеха трилогии стали ее невероятные звуковые эффекты, поразившие воображение публики не менее, чем забористый сюжет, трюки и актерский состав картин.
Однако, вопреки бытующему мнению, вовсе не "Войны" стали первыми фильмами, снятыми при помощи Dolby Stereo. До Лукаса эта технология уже применялась в нескольких голливудских студиях, и множество небольших кинотеатров, успевших к 1977 году приобрести соответствующее оборудование, крутили, к неописуемому удовольствию публики, совершенно новое кино. Зрители его оценили, и, понимая это, остальные кинотеатры один за другим начали менять свое оборудование на Dolby Stereо.
Следующим этапом "переворота" стало введение так называемого АС-3, цифрового Dolby, или Dolby Digital. Это произошло в 1993 году, тысячи кинотеатров только-только успели перейти на Dolby-аналоговый. Однако, невзирая на трудности перевооружения, кинобоссы с радостью пошли и на эти перемены. Ибо сборы, которые приносили картины Dolby Digital, оправдывали все. Это понимал и Рэй Долби, с самого начала своей карьеры поставивший на разработку профессионального оборудования и его адаптацию к возникающим высоким технологиям.
Долби и сын


Сейчас Рэю Долби 68. Он по-прежнему бодр и, как встарь, возглавляет и компанию, и научную работу, которая не в ней прекращается ни на день. При этом отличный семьянин, всю жизнь проживший с одной и той же женщиной, от которой у него двое детей. Самое большое увлечение д-ра Долби после физики - полеты. К ним он пристрастился в 14 лет, когда вдвоем с приятелем впервые сел за штурвал. С тех пор он мечтал научиться управлять самолетом. Свою мечту он осуществил лишь в 57-летнем возрасте. Но осуществил. Сейчас у Долби три самолета, на которых со своей семьей он облетел весь мир. И даже авария, в которую в начале 90-х ученый попал вместе с женой, сыном и подругой сына, не отвратила его от дальнейших экспериментов. Недавно его спросили, какие цели он ставит перед собой теперь, когда всего, о чем мечтал, он, кажется, достиг: "Теперь я собираюсь освоить планер. Чтобы когда врачи запретят мне управлять самолетом, летать на нем".
Недавно Рэй Долби принял решение акционировать Dolby Labоratories, с тем чтобы распределить доли компании между своими 550 подчиненными - такими же, как он, истовыми учеными. Возраст и в самом деле не тетка, а дети изобретателя пошли по иному, чем отец, пути. Ожидается, что капитализация компании составит не менее $400 млн. И в этом - весь Долби, для которого деньги и слава никогда не являлись целью.
"Секрет наших триумфов - в беспокойстве, великой творческой тревоге, которой мы одержимы, - говорит об этом сам Долби. - Изобретатель просыпается среди ночи в холодном поту при мысли, что задуманное осуществить невозможно".

www.kariera.orc.ru

подарок
Поздравить друга, коллегу, просто хорошего человека